Сюжет банален до зубной боли. Обычно такие сюжеты развиваются следующим образом:
- кавалер исчезает в неизвестном направлении; несчастная, сжав зубы, проходит все круги ада, становится сильной, богатой, успешной. Такое развитие обожают романисты, в реальности встречается редко;
- покинутая недевица погибает самым трагичным образом (чаще всего в сюжете присутствует прощальное письмо, распущенные волосы и мост над глубоким водоёмом). Но тут возможно бесчисленное количество вариантов. В восемнадцатом столетии это считалось достойным выходом
из ситуации;
- а чаще всего девушка после беспплодных попыток заработать честным трудом оказывалась на панели.
Но наш граф не любил банальностей. Элизабет он не оставил (хотя о свадьбе не могло быть и речи; кстати, через год он женился на Мелюзине фон Шуленбург, внебрачной дочери Георга I), а поселил в лондонском предместье, назначил ей пенсион - и исчез из её жизни. Правда, в библиотеке Честерфилда висел ей портрет. Но о сыне своём, Филиппе Стенхопе, он заботился и всячески опекал.
Часто в понимании мужчин "заботиться" означает "содержать". Но и здесь наш герой стал исключением. Он подыскал для сына хороших учителей, он следил за его успехами, создавал ему нужные знакомства, давал полезные советы.
Беда лишь в том, что всё это происходило на расстоянии. Виделись отец с сыном очень, очень редко.
Честерфилд стал отцом в сорок лет, будучи способным дипломатом, известным политиком и светским человеком. У него было всё - кроме детей, поэтому к мальчику он испытывал глубокую, искреннюю привязанность. Его письма дышат нежностью и тревогой; он мечтал видеть в сыне своё продолжение - как светского человека, так и политика.
В письмах, на которых в последствии воспитывалось не одно поколение англичан, автор на основании своего обширного опыта даёт рекомендации на все случаи жизни: как сохранить здоровье, какие читать книги, в каком обществе вращаться, как понравиться окружающим. Многие советы казались современникам шокирующе циничными. Судя по письмам, из юного Филиппа должен был вырасти очень незаурядный человек.
Но было одно "но" - клеймо незаконнорожденного.
Ни влияние, ни связи, ни помощь влиятельных друзей отца не смогли помочь не Стенхопу сделать карьеру.
Лично я думаю, что молодой человек при всех своих достоинствах просто не имел склонности к выбранному делу, но боялся не оправдать ожиданий и разочаровать отца, который так в него верил. Наверное, завышенные требования страшно тяготили его. А отец, будучи практически не знакомым с сыном лично, не мог этого понять.
Общение по переписке продолжалось почти тридцать лет. А потом, совершенно неожиданно для Честерфилда, его сын умер от туберкулёза.
Отец не знал, что его единственный сын смертельно болен.
Отец не знал, что сын женат и имеет двух сыновей.
Все эти годы он любил совершенно другого человека. Человека, существовавшего лишь в его мечтах.
Он писал в пустоту.
Этого могло хватить для инфаркта. Но старый лорд справился. Он оставил небольшой капитал внукам и ничего - невестке. А та, по достоинству оценив письма свёкра и имея большую нужду в деньгах, сумела их издать.
Отношение современников к книге не было единогласным. Недоброжелатели графа высказывались крайне отрицательно, в то время как друзья - в том числе, Вольтер - были в восторге.
Суд истории показал, что Вольтер был прав. Книга "Письма к сыну" регулярно переиздаётся на разных языках уже более двухсот лет и пользуется неизменным успехом.
Сама я очень жалею, что не смогла прочитать её лет на тридцать раньше. Очень, знаете ли, полезные в нашей жизни советы даёт автор.